На ваш вопрос отвечает о. Аркадий:
Поминовение усопших на 40-й день связано с тем, что по учению православной церкви до 40-го дня душа проходит испытания - мытарства.
С 1-го дня по 9-й день, по учению церкви, душа обозревает с ангелом хранителем райские чертоги, а с 9-го по 40-й проходит мытарства, своеобразные такие заставы или испытания, где человек дает отчет за разные грехи, которые он совершил при жизни. И на 40-й день он снова приводится на поклонение к Богу, его душа, вернее, и выносится частное предопределение по его дальнейшей судьбе в загробной жизни.
Поэтому на 40-й день церковь старается усиленно помочь ему во время этой ответственной встречи с Господом Богом и молится особенными молитвами об усопших за своего новопреставленного христианина.
Также отмечаются и 9-й день, как встреча с Богом, и 40-й, но обычно на 9-ом дне как-то не так внимание заостряется, а на 40-ом уже очень пристально. Вот чем это объясняется. Есть такая книга, символическая, можно сказать, это «Введение Блаженной Феодоры», которая, находясь в состоянии клинической смерти, обходила эту лестницу и эти мытарства. И потом, когда она вернулась к жизни, это видение было записано.
У нас нет особенных причин не доверять этому видению Блаженной Феодоры. Вот как там описаны мытарства, так церковь их и представляет, что они действительно совершаются, происходят. Там идет борьба ангела хранителя и сатаны. Сатана предъявляет хартии или списки с грехами, ангел хранитель хартии или списки с добрыми делами. Происходит такое взвешивание своеобразное добрых и худых дел человека при его жизни. А в 40-й день все это заканчивается, завершается.
Поэтому мы этот 40-й день так молитвенно усугубляем и молимся об упокоении этого человека.
Похожие вопросы: