Некоторое время назад я обещала поделиться с вами тем, что мне известно об облачении священнослужителей. Одежда (облачения) также соответствует иерархии. Например, облачение для диаконов - стихарь, орарь и поручи. Стихарь - это длинная прямая одежда с широкими рукавами, он как бы символизирует чистоту души. Орарь - длинная широкая лента, которую надевают на стихарь, обычно на левое плечо. Орарь символизирует Божью благодать, которую получил диакон. Поручи - это специальные нарукавники, которые стягиваются шнурками. Поручи символизируют то, что диакон осуществляет помощь в богослужении силами и благодатью Божией, а также напоминают об узах на руках Господа во время страданий.
Одежда для священника состоит из подризника, епитрахили, пояса, поручей и фелони (ризы). Подризник выглядит как стихирь, но есть некоторые отличия, например, у него рукава узкие и затягиваются шнурками, также он делается из белой ткани. Епитрахиль - то же, что и орарь, только сложен вдвое и огибает шею, символизирует двойную благодать, без нее невозможно совершать службу. Пояс надевают на подризник и епитрахиль, символизирует готовность служить Богу, а также полотенце, которым Спаситель вытирал ноги Своим ученикам на Тайной Вечери. Риза (фелонь) надевается поверх всех других одежд, также за усердную и продолжительную службу священник получает набедренник. Набедренник является символом духовного меча. Также священник носит скуфью и камилавку - повседневные головные уборы.
Одеждами архиерея (епископа) являются все те же одежды, что и у священника, но риза заменяется саккосом, набедренник - палицей. Митра - головной убор епископа, украшенный небольшими образками и цветными камнями. Митра символизирует терновый венец, который был на голове Спасителя. В особенных случаях митру надевают вместо камилавки на богослужение наиболее заслуженным протоиереям. Также на плечи епископа возлагается омофор - охватывает шею и спускается одним концом вниз спереди, а другим сзади. Омофор символизирует то, что епископ должен заботиться о своей пастве. Кроме этого в облачение епископа входит панагия (означает «Всесвятая») - небольшой круглый образ Спасителя или Богородицы, украшенный камнями.
Вышеназванные предметы одежды и атрибуты являются специальными, для богослужений. Но у священнослужителей есть еще повседневная одежда. К ней относятся ряса и подрясник. Обычно они изготавливаются из черной ткани, что символизирует смирение, пренебрежение внешней красотой, внимание к внутреннему миру.
Я думаю многие, кто бывал на службах в церкви замечали, что одежда бывает разного цвета, каждый цвет символизирует что-то определенное. Например, одежды белого цвета надевают на праздники в честь Господа, ангелов, апостолов и пророков (кроме Вербного Воскресения и Троицы). Белый цвет - символ святости, также он напоминает о фаворском свете (свете Божественной славы). Еще в белых облачениях совершается литургия Великой Субботы и Пасхальная утреня, все заупокойные службы - в этом случае белый цвет символизирует надежду на упокоение умершего в Царстве Небесном. Облачения красного цвета - символ Божественной Любви, надеваются на литургию Светлого Воскресения и на всех службы после Пасхи (сорок дней), на праздники в честь мучеников и в праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. Одежды голубого цвета надеваются на богослужения в честь Богородицы, голубой цвет - символ Неба, с которого сходит Святой Дух. Золотой цвет - символ Церкви, Торжества православия, надевается на праздники в честь святых, в золотых облачениях совершаются воскресные службы. Облачения зеленого цвета надевают на Вербное воскресение и Троицу, фиолетового цвета - на праздники, посвященные Честному и Животворящему Кресту, на воскресные службы во время Великого Поста.
Неотъемлемой частью облачений священнослужителей является крест, он называется еще «наперсный», то есть его носят «на персях» (на груди). Крест - это символ того, что благодать служения дана самим Господом Иисусом Христом. Наперсный крест носят на шнуре или цепочке поверх одежд. Первоначально имели право носить кресты только архимандриты, если были членами Священного Синода. Затем, в 1742 году это право получили все архимандриты. Белому духовенству наперсный крест давался в качестве награды, это было установлено императором Павлом в 1797 году. После кресты стали выдавать священникам в соответствии с их учеными степенями, но потом ношение крестов стало традицией для всех священнослужителей. В начале пути дается серебряный крест, за особые заслуги и выслугу лет - золотой четырехконечный крест. Протоиерей может быть награжден наперсным крестом с украшениями. А самая редкая награда - золотой крест патриарха.
Надеюсь, что была полезна для Вас! Всего самого светлого!
В ближайшее время Вам перезвонит наш сотрудник.