В преддверии Господского двунадесятого праздника Рождества Христова хотелось бы вспомнить некоторые традиции и поделиться своим мнением на тему того, как лучше встречать этот день.
Мы знаем, что традиция отмечать Рождество зародилась еще у первых христиан в египетской Александрии. День Бога Солнца (6 января) с принятием христианства сменил свой религиозный контекст, став днем Богоявления, и вплоть до IV века христиане сочетали в этот день праздник Рождества (принятия Господом человеческой плоти) и Крещения Христа (проявления в человеке божественной сущности).
В том же веке египетский календарь перекочевал в Древний Рим, где по-прежнему процветало двоеверие. 25 декабря римляне-язычники праздновали День Рождества Непобедимого Солнца (день мидийского Митры). Тогда предположительно Император Юлиан II повелел христианам отмечать в этот день праздник Рождества Христова (в 431 году Вселенский собор установил празднование 25 декабря для всех церквей, так продолжалось до григорианской календарной реформы XVI века).
Здесь мне хочется обратить внимание на то, о чем часто ведутся споры между христианами разных конфессий. Какое Рождество самое «правильное» (25 декабря или 7 января), если сам Христос не повелевал отмечать день Его рождения и, более того, этот день неизвестен? Еврейский народ того времени во всем противопоставлял себя римским захватчикам, сохраняя свою идентичность (Иудея была оккупирована Помпеем Великим в 63 году до н.э.). Празднование дня рождения являлось римской традицией, следовательно, в древнеиудейской среде такая традиция становилась неприемлемой. Но это совершенно не значит, что Иисус не знал, когда родился, просто этот день не являлся особенным. Из Библии мы знаем, что роды застали Марию в Вифлееме, где проводилась перепись населения (Лк.2:1-7). Скорее всего, она проводилась в теплое время года с минимальным количеством дождей, ведь людям было необходимо преодолевать пешком большие расстояния. Поэтому мы точно не знаем, когда родился Иисус, а для него самого и для первых поколений христиан это не имело никакого значения. Более того, Воскресение Христа для его современников и последователей затмевало по величине не только его рождение, но даже смерть на Кресте. Впервые темой Рождества Иисуса озадачились лишь в IV веке, но ни устных, ни точных письменных источников уже не было. Соответственно, на мой субъективный взгляд, нужно помнить, что первоначальная (и основная!) цель установления праздника Рождества - это воспоминание и воспроизведение события явления во плоти нашего Спасителя. Поэтому в любой календарный день года этот праздник должен быть светлым, полным любви и единства верующих.
Рождеству предшествует Сочельник. Он является итогом сорокадневного Рождественского поста, можно сказать, что это тот день, в который мы узнаем о рождении Христа, а праздновать начинаем после. Традиционно в семьях украшают ёлочку, венчая её макушку звёздочкой – символом Вифлеемской звезды, которая ознаменовала нам рождение младенца Иисуса. Также сооружается вертеп, куда помещаются фигурки всех задействованных в евангельском повествовании библейских персонажей, и где разыгрываются представления. В православных храмах нередко можно увидеть праздничную икону Рождества Христова, украшенную навесом и цветами. В некоторых странах принято под рождественский стол стелить сено как символ Иисусовых яслей. Стол также украшают свечами, напоминающими нам о победе Солнца Правды (Иисуса Христа) над тьмой греха.
Традиционно в Рождественскую ночь готовят постный стол. В разных регионах блюда и их количество отличаются. Первые христиане обязательно готовили что-то из зерна, рыбу и ставили на стол зрелые плоды (или отвар из них). Сейчас во многих семьях принято готовить 12 блюд (по числу Апостолов), но главными из них остаются три. Сочиво (кутья), как символ прорастания новой жизни – сваренные пшеничные, ячменные или рисовые зерна (добавляют также орехи, мёд и сухофрукты). Рыба – древний символ Иисуса Христа. Фрукты (узвар, компот, кисель), как символ зрелости и окончания земной жизни. С появлением на небе первой звезды происходит разговение верующих с приёма кутьи, а после можно обменяться подарками с близкими.
С приходом христианства на Русь сохранились и некоторые обычаи древних славян. Например, колядование (христославие). Дети и взрослые наряжаются, обходят соседей и родных с праздничными песнопениями (колядками), повествуют о рождении Христа, приносят добрые пожелания хозяевам дома, ожидая в ответ вкусного угощения и подарков. К сожалению, в традиции закрепились и рождественские святочные гадания, которые с православной точки зрения имеют душегубительное действие.
Помня о том, что раньше в день Богоявления отмечали два события из жизни Христа, все дни от Рождества до Крещения Господня считаются святыми (отсюда и «святки»), они также наполнены многими церковными праздниками и особенной благодатью, и в это время верующим нужно стремиться радоваться, общаться с близкими, почаще посещать службы и, конечно же, совершать дела милосердия.
Хочется также обратить внимание на особенности православного Рождества в некоторых странах.
Сербский «Баднидан» (Сочельник) еще до рассвета начинается с оружейного выстрела, который оглашает поход в лес – за «бадняком». «Бадняк» представляет собой полено молодого дуба (срубается топором в три приема), которому предназначено прогореть в очаге хозяйского дома. Рождественское полено имеет двойное символическое значение. С одной стороны, напоминает сербам о яслях, в которых пребывал новорождённый Христос. С другой – о Кресте, на котором Иисус был распят. Полено заносят также в храмы и монастыри, предварительно освящая на торжественной церемонии. В храме его наряжают, застилают соломой, придавая ему значение пещеры, в которой родился Спаситель. Конечно, в современных сербских городах можно купить аналог «бадняка» прямо на рынке (как наши ёлочки). Пока одни идут в лес за поленом, другие жарят на вертеле «печеницу» - рождественского поросёнка (или даже целого вола), и пекут из квасного теста «ратарицы» и «плетеницы». Заслышав первый звон церковных колоколов, хозяйки приступают к приготовлению рождественского хлеба - «чесницы» (дословно – кусочка счастья), символизирующего Истину, которую Христос всем нам явил. Хлеб разламывается на части и делится между гостями или нуждающимися. Божич (Рождество) очень любим всеми поколениями сербов и соседствующих с ними народов.
Рождество в Грузии в разных регионах проходит по-особенному. Но то, что несомненно объединяет всю страну, так это «Алило» (от слова «аллилуйя»), представляющая собой праздничное шествие, существующее в Грузии много веков. Участники крестного хода одеты в белые одежды и овечьи шкуры, символизирующие пастухов. На головах детей венки, напоминающие об ангелах. Интересно, что во время шествия собираются разнообразные дары, которые по окончании отдадут нуждающимся. Только в рождественскую ночь исполняется и традиционное грузинское пение «Алило», которое звучит очень необычно, как мощное раскатистое многоголосье. На столах в грузинских семьях можно увидеть великое множество праздничных блюд, но, независимо от региона, обязательно встречаются «сациви» (курица в ореховом соусе) и «гозинаки» (грецкие орехи, сваренные в мёде). По возможности зажаривают поросёнка, а в Кахетии подают особое вино – «зедаше», и, конечно же, чурчхелу на сладкое. «Чичилаки» - ореховый прут (оструганный так, чтобы его покрывали «кудри» из коры) в каждом доме украшают крестиком, орехами, ягодами и вьюнками, и даже преподносят в качестве подарка родным и друзьям. Кстати, Грузия традиционно в день Рождества отмечает и Новый Год, даже сам день носит двойное название – «Шоба – Ахали цели».
Особое внимание привлекает Рождество Христово в Израиле. Арабские православные общины, многочисленные паломники и репатрианты традиционно отмечают его в Вифлееме. В храмах и монастырях устраивают настоящий праздник для детей, с представлениями и подарками. А взрослые в первую очередь стремятся в сердце храма Рождества Христова – пещеру (грот Рождества), чтобы припасть к звезде, на которой написано «Здесь родился Спаситель». На входе в эту пещеру располагается колодец, в который, по преданию, упала Вифлеемская звезда, выполнив свое предназначение. После Вифлеема многие отправляются на Поле Пастушков (место Благовестия Архангелом Гавриилом Вифлеемским пастухам о рождении Христа), посещают лавру Саввы Освященного и лавру Феодосия Великого. Рождественская служба в Храме Гроба Господня в Иерусалиме также собирает огромное количество прихожан. В городах со значительным христианским населением проводят рождественские ярмарки и украшают елки.
В заключении рождественской темы хочу немного поделиться своими мыслями. Безусловно светлый праздник Рождества Христова – праздник семейный, наполненный предвкушением того счастья, которое мы обретаем в общении с любимыми. Дети особенно ждут веселья и подарков, взрослые после строгого поста также ждут маленьких земных радостей, и все это поистине замечательно. Но что есть главное, помимо всего перечисленного? Мы знаем, что Волхвы принесли маленькому Иисусу Дары, а какой главный подарок Имениннику можем сделать мы сами? Конечно же, прийти в Дом к Нему в этот светлый день. И прийти не формально, потому что «надо», а со всей полнотой осознанности происходящего. Понятно, что посетить Рождественское навечерие (утром 6 января), всенощное бдение и Божественную Литургию достаточно тяжело, и не у всех есть эта возможность по многочисленным причинам. Но если Вы можете позволить себе не готовить 12 блюд к столу, не наводить стерильную чистоту в доме и отложить все дела, которые можно отложить, то сделайте это. Посетите храм, пусть Ваша молитва будет особенно сосредоточенной и сердечной. Давайте сделаем Господу главный подарок – наполним Его Дом теплом, единством, не останемся безучастными к страданиям и потребностям нуждающихся. Ведь что объединяет всех христиан в этот и все последующие дни жизни? Конечно, радость от того, что когда-то на землю пришел Спаситель человечества, который через Любовь показал нам, что такое милосердие, сострадание и истинная жертвенность!
Расскажите, как Вы встречаете Рождество? Какие традиции прижились в Ваших семьях? Собираетесь ли посетить храм в Рождественскую ночь?
В ближайшее время Вам перезвонит наш сотрудник.